Russian Belarusian English

      Методическая работа в колледже направлена на решение единых целей и задач образования в рамках реализации Концептуальных подходов к развитию системы образования Республики Беларусь до 2030 года, которые  определяют задачи, основные направления и приоритеты государственной политики в сфере образования, механизмы их реализации.

           Главная цель – повышение качества образования, обеспечение его содержания на основе современных научных знаний, рост эффективности работы колледжа и каждого педагога. Кроме этого, методическая работа решает широкий спектр целей и задач: повышение уровня инновационной деятельности педагогических работников и качества образовательного процесса в целом, совершенствование методики и технологии проведения системы мониторинговых исследований качества обучения и воспитания, широкое использование информационных компьютерных ресурсов и информатизации образования, реализация качественного формата комплексного методического обеспечения специальности, а также разработка и внедрение в образовательный процесс учебных электронных пособий и методических материалов.

           Достижение методических целей невозможно без объединения усилий всего педагогического коллектива по созданию единой педагогической системы, способствующей формированию мировоззрения, развитию социальной и профессиональной зрелости, становлению гражданственности и активной жизненной позиции, реализации творческих способностей преподавателей и учащихся, интенсификации образовательного процесса.

Методическая работа также является важным средством повышения квалификации педагогов, развития творческой инициативы.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ КОЛЛЕДЖА

  • Повышение качества профессионального образования и поиск эффективных путей подготовки специалистов
  • Повышение профессиональной мобильности педагогов в освоении ими инновационных технологий в сфере образования, совершенствования методической и исследовательской культуры. Повышение уровня психолого-педагогической, методической и профессиональной компетентности преподавателей и мастеров производственного обучения как главного фактора, обеспечивающего результативность процесса обучения и методическое сопровождение инновационного развития учреждения образования, в т.ч. через организацию планомерной работы по выявлению и распространению положительного педагогического опыта.

           Методическая работа в колледже строится на нормативно-правовой основе, которую составляет:

- Кодекс об образовании Республики Беларусь;

- Государственная программа «Образование и молодежная политика» на 2021–2025 годы, включающая подпрограмму «Развитие системы профессионально-технического и среднего специального образования»;

- Концептуальные подходы к развитию системы образования Республики Беларусь до 2030 года.

          Система методической работы в колледже создает условия для функционирования образовательного процесса и включает в себя:

  • педагогический совет;
  • цикловые комиссии;
  • аттестационная комиссия;
  • школа повышения квалификации.

            При планировании и организации методической работы использовались такие формы, которые позволяли наиболее эффективно реализовывать единую методическую проблему и задачи, стоящие перед колледжем.

Основными формами методической работы в колледже являются:

- тематические педсоветы;

- заседания методических объединений;

- постоянно действующие методические семинары;

- недели цикловых комиссий;

- мастер-классы и открытые учебные занятия;

- работа педагогов над темами самообразования;

- аттестация педагогических кадров;

- система стажировки, повышения квалификации и переподготовки преподавателей;

- обобщение и распространение передового педагогического опыта;

- участие в конкурсах профессионального мастерства.

           Это традиционные, но апробированные и надежные формы организации методической работы. С их помощью осуществляется реализация образовательных программ и учебных планов колледжа, обновление содержания образования через использование актуальных педагогических технологий.

         Высшей формой коллективной учебно-методической работы является педагогический совет учебного заведения. На заседаниях педагогического совета не только рассматриваются и обсуждаются актуальные вопросы совершенствования образовательного процесса, но и вырабатываются коллективные решения по созданию условий для реализации важнейших направлений деятельности учебного заведения.

          Основную роль в реализации методической проблемы играют цикловые комиссии. В колледже работают 8  цикловых комиссий:

 - цикловая комиссия общественного питания;

 - цикловая комиссия пищевых производств и биотехнологии;

 - цикловая комиссия социально-гуманитарных предметов;

 - цикловая комиссия математики, информатики  и физики;

- цикловая комиссия экономики;

- цикловая комиссия права;

- цикловая комиссия программного обеспечения;

- цикловая комиссия физического воспитания.

           На заседаниях ЦК обсуждаются актуальные вопросы организации образовательного процесса:

- повышение профессиональной компетентности педагогов по вопросам современного содержания образования, использования эффективных технологий и методик преподавания;

- создание здоровьесберегающей среды, организации образовательного процесса, направленного на сохранение и укрепление здоровья учащихся;

- выявление и поддержка одаренных и талантливых учащихся;

- организации и проведения факультативных занятий;

- освоение педагогами современных, в том числе электронных, компьютерных средств обучения;

- самообразование педагогов и обмен опытом.

          В практику работы цикловых комиссий вошли такие формы методической работы, как проведение недель цикловых комиссий, конкурсов профессионального мастерства и олимпиад по учебным предметам цикла, мастер-классы, совместные заседания цикловых комиссий. Особая роль в изучении и внедрении в образовательный процесс современных педагогических и информационных технологий принадлежит проведению открытых учебных занятий и воспитательных мероприятий.

          В компетенции  цикловых комиссий - корректировка учебно-программной документации; анализ деятельности педагогических работников по реализации основных направлений методического обеспечения образовательного процесса, по повышению качества профессионального образования учащихся; по организации внеурочной работы (проведение олимпиад, конкурсов профессионального мастерства, смотров-конкурсов и т.д.); изучение положительного педагогического опыта, современных технологий обучения.

           Активизации и развитию творческого потенциала  педагогических работников  колледжа способствует конкурс «Педагог года».        В рамках конкурса в колледже проводятся  открытые учебные занятия, членами жюри изучается педагогический опыт участников конкурса, проводится экспертиза портфолио преподавателей.

           Важным направлением совершенствования педагогического мастерства преподавателей является организация самостоятельной работы преподавателей. В начале учебного года каждым преподавателем составлен индивидуальный план, в котором отражена работа над учебной программой, собственным вариантом содержания учебного курса, разработкой методического обеспечения учебных занятий. В качестве завершения проделанной работы заслушивается отчет преподавателя на одном из заседаний цикловой комиссии в конце учебного года.

           Специфика педагогического труда требует от преподавателя постоянного совершенствования мастерства, чему в значительной мере способствуют повышение квалификации и стажировка преподавателей в организациях и на предприятиях отрасли с целью изучения новой техники, технологии, организации современного производства, обновления содержания образования.

           Повышение квалификации педагогических кадров осуществляется на основе перспективного плана, разработанного на 2023-2028 годы. Перспективный план предусматривает организацию повышения квалификации всех педагогических работников. При составлении плана учитываются сведения о базовом образовании, квалификации, сроках последнего повышения квалификации. На основании его разрабатываются планы повышения квалификации на учебный год, которые утверждаются директором колледжа. С учётом корректировки перспективного плана, специфики организации образовательного процесса и интересов педагогов составляется годовой план повышения квалификации.

           Применяемые формы совершенствования профессионально-педагогического уровня преподавателей весьма разнообразны:

- обучение на курсах переподготовки;

- обучение на курсах повышения квалификации;

- стажировка на предприятиях и в учреждениях;

- участие в работе цикловых комиссий;

- участие в работе семинаров, конференций на различных уровнях;

- организация и проведение открытых учебных занятий, воспитательных мероприятий, мастер-классов;

- участие в выставках и конкурсах профессионального мастерства;

- участие в работе учебно-методических объединений;

- обобщение и распространение опыта;

- самообразование;

- посещение учебных занятий своих коллег и др.

           В колледже сложилась четкая система повышения квалификации, что позволяет преподавательскому составу своевременно, не реже одного раза в пять лет, повышать свою квалификацию в УО «РИПО», «БарГУ» и других высших учебных заведениях республики.

           Повышение профессионализма, квалификации и творческого потенциала педагогов осуществлялось и через мероприятия внутриколледжной системы повышения квалификации, основными из которых являлись школа повышения квалификации и семинары-практикумы.

          Мастерство преподавателя определяется, в том числе и умением оптимально строить процесс обучения, а это во многом зависит от качества учебно-методического обеспечения. Педагогический коллектив на протяжении нескольких лет занимается внедрением учебно-программной документации нового поколения. Ежегодно обновляются учебные планы, учебные программы, разрабатываются и дополняются учебно-методические комплексы по всем учебным предметам, разрабатываются контрольно-измерительные материалы, тематика курсовых работ, дидактический материал.

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ  ЦЕЛЬ  на 2024-2025 учебный год

Разработка  методического обеспечения образовательных программ ПТО и ССО с модульным построением содержания и в соответствии с Общегосударственным классификатором Республики Беларусь ОКРБ 011-2022 «Специальности и квалификации»

 

Основные  направления  методической  работы колледжа в 2024-2025 учебном году

         разработка и корректировка научно-методического обеспечения с модульным построением содержания на основе профессиональных стандартов и в соответствии с Общегосударственным классификатором Республики Беларусь ОКРБ 011-2022 «Специальности и квалификации»;

повышение педагогического мастерства преподавателей в овладении современными интерактивными формами и методами учебно-воспитательной работы;

совершенствование системы исследовательской деятельности учащихся в учебное и внеучебное время, способствующей профессиональному становлению будущих специалистов

Основные задачи методической работы на 2024-2025 учебный год

1. Создание условий для профессионального роста педагогов через курсы повышения квалификации, стажировки, курсы переподготовки, участие в профессиональных конкурсах, обучающие семинары, вебинары и т.д.;

2. Изучение и внедрение в образовательный процесс современных педагогических технологий.

3. Совершенствование опыта работы педагогов по использованию ИКТ и внедрение их в образовательный процесс.

 4. Обновление учебно-программной документации на основе профессиональных стандартов и в соответствии с Общегосударственным классификатором Республики Беларусь ОКРБ 011-2022 «Специальности и квалификации».

 5. Организация работы по созданию и обновлению учебно-методических комплексов по учебным предметам.

6. Создание условий для развития исследовательской деятельности участников образовательного процесса, вовлечение педагогических работников и учащихся в исследовательскую и творческую деятельность.

7. Создание организационно-методических условий для успешной адаптации начинающих преподавателей в условиях образовательного пространства колледжа, совершенствования их профессиональных компетенций.

8. Изучение, транслирование и использование педагогического опыта преподавателей и мастеров производственного обучения в рамках совершенствования образовательного процесса.

          Одним из основных направлений методической работы в колледже является организация исследовательской деятельности учащихся и преподавателей колледжа. Ведь   участие в исследовательской деятельности делает наших выпускников  более конкурентоспособными при поступлении в учреждения высшего образования, а приобретенные исследовательские навыки выгодно выделяют их среди других учащихся и способствуют более быстрому формированию профессионального статуса.          

        

                         Анализ исследовательской  деятельности учреждения образования

          В колледже можно выделить несколько направлений по применению и внедрению различных видов и форм научно-исследовательской деятельности учащихся на учебных занятиях и во внеучебное время: написание научных докладов, статей, подготовка сообщений; проведение олимпиад и научных конференций; факультативные формы обучения; научно–исследовательские кружки и др. На аудиторных учебных занятиях используются различные ситуационные и проблемные задания, когда учащиеся в рамках обозначенной проблемы или цели проводят глубокие аналитические исследования в поисках нужных решений. Выполняя такие работы, обучающиеся приобретают новые познания в исследуемой области, делают личные открытия и накапливают опыт творческой деятельности.

        По каждой специальности в колледже есть возможность продолжить образование и заниматься исследовательской и проектной деятельностью.

Итоги проектной и исследовательской деятельности за 2023-2024 учебный год

           В 2023-2024 учебном году  учащиеся и преподаватели колледжа участвовали в 27 научно-практических конференциях, олимпиадах (из них –8 международных). Итоги участия следующие:

Диплом I степени - 7

Диплом II степени - 7

Диплом III степени – 8

Диплом участника –3

Сертификат участника – 25

      

         Дипломом I степени  V Барановичского научно-образовательного  форума «Новатор-2023» отмечена исследовательская работа, подготовленная учащимися специальности «Правоведение» Горбиком Михаилом и Витко Никитой.

         В ноябре 2023  года в конкурсе научных работ по правовым дисциплинам на базе  учреждения образования «Барановичский государственный университет»         исследовательская работа, подготовленная учащимися специальности «Правоведение» Евтух Анной и Жерко Дарьей,  отмечена  Дипломом  III категории.

        В ноябре   2023 года команда учащихся колледжа заняла  II место в Международной интеллектуальной игре «Брейн-ринг по программированию», которая была организована Российским государственным  профессионально-педагогическим университетом.

       23 ноября 2023 года на базе  УО «Белорусский государственный университет   информатики и радиоэлектроники филиал «Минский радиотехнический колледж» проводилась Международная онлайн-конференция «Интернет ХХI века: возможности и перспективы». Исследовательская работа, которую подготовил учащийся специальности «Программное обеспечение информационных технологий» Викторович Сергей,  отмечена дипломом II степени в номинации «Самый фундаментальный проект». За творческую  работу «Эмблема»  учащийся награжден  дипломом III степени.

         По итогам международной  научно-практической конференции обучающихся профессиональных образовательных учреждений «Инновационные процессы: теоретические и практические аспекты разработки и внедрения инноваций» на базе ГБПОУ РО «Ростовский торгово-экономический колледж»   дипломом 3 степени отмечена исследовательская работа «Комплекс Guscom - современный программный продукт для автоматизации ресторана», которую подготовил учащийся  специальности «Производство продукции и организация общественного питания» Бубен Никита. 

              Команда колледжа приняла участие во Всероссийском с международным участием конкурсе проектов в сфере перспективных направлений ИТ. Конкурс проводился на базе филиала Российского государственного профессионально-педагогического университета в г. Нижнем Тагиле. По результатам конкурса проект «Искусственный интеллект: открытие и перспективы», подготовленный  Викторовичем Сергеем,  занял 1 место и награжден дипломом 1 степени.      Дипломом 1 степени отмечен проект «Программа для получения новых знаний «Развивайка» в направлении «Мобильные технологии», подготовленный Литвинко Сергеем.        Проект «Облачные сервисы: современные тренды и перспективы», разработанный Викарчуком Алексеем, занял  2 место и награжден дипломом 2 степени.

     В марте 2024 года  на базе УО «БГУИР» филиал «Минский радиотехнический колледж» проводился Международный конкурс «Разработка мобильных приложений».  Мобильное приложение «Развивайка», разработанное  Литвинко Сергеем,  отмечено дипломом I степени.

  Учащиеся колледжа приняли участие и достойно представили свое учебное заведение в IX  международной студенческой  научно-практической конференции «Косыгинские чтения»:           диплом II степени и 2 диплома  III степени.

          По итогам V Всероссийской научно-исследовательской конференции с международным участием «Актуальные проблемы социально-экономического развития общества на современном этапе: взгляд молодежи», которая была организована БПОУ ОО «Орловский техникум агротехнологий и транспорта»,   дипломами лауреатов I степени отмечены 2 исследовательские работы,  подготовленные учащимися  Викарчуком Алексеем и Зенько Дарьей. Исследовательская работа,  подготовленная учащейся  специальности «Производство биотехнологической продукции» Гомончук Екатериной, награждена дипломом лауреата 2 степени.

       В мае 2024 года  учащиеся специальности «Программное обеспечение информационных технологий»  приняли участие во Всероссийском с международным участием мастер-классе  для студентов по 3D-моделированию, который проводился  на базе филиала Российского государственного профессионально-педагогического университета в г. Нижнем Тагиле.    Учащийся группы № 366 Викарчук Алексей занял 1 место и награжден дипломом.

       Учащийся специальности «Программное обеспечение информационных технологий»  Дробыш  Степан  занял 2 место во Всероссийском с международным участием конкурсе изображений, сгенерированных нейросетью, который проводился на базе филиала Российского государственного профессионально-педагогического университета в г. Нижний Тагил.

           В мае 2024 года учащиеся колледжа приняли участие  в VIII межрегиональной  научно-практической конференции  по общеобразовательным и социально-гуманитарным дисциплинам среди студентов и преподавателей профессиональных образовательных учреждений. Конференция проводилась на базе  ГБПОУ «Новгородский областной колледж искусств им. С.В.Рахманинова». Две исследовательские работы учащихся колледжа отмечены Дипломами  III степени.

Дипломом I степени XXII Общероссийской  научно-практической конференции «Современное мукомольное, хлебопекарное, макаронное и кондитерское производство. Перспективы развития» отмечена исследовательская работа «Сохраним неприкосновенность "дикой" технологии», подготовленная учащимся специальности «Технология пищевых производств» Вишневским Владиславом.

            Эти результаты свидетельствуют о том, что педагоги колледжа выполняют свою профессионально-педагогическую миссию с четким пониманием того, что инновационная и экспериментальная деятельность – один из основных факторов повышения качества профессиональной подготовки специалистов.

            Педагогический коллектив работает в направлении обеспечения такого уровня подготовки выпускников, чтобы они обладали глубокими специальными знаниями, умениями и навыками по избранной специальности, были готовы внедрять в производство прогрессивные технологии, владели методами научных исследований, современными информационными и коммуникативными технологиями и, в конечном итоге, были способны успешно работать в организациях потребительской кооперации Республики Беларусь, решать возникающие социальные задачи в трудовых коллективах.