Методическая работа в колледже направлена на решение единых целей и задач образования в рамках реализации Концептуальных подходов к развитию системы образования Республики Беларусь до 2030 года, которые определяют задачи, основные направления и приоритеты государственной политики в сфере образования, механизмы их реализации.
Главная цель – повышение качества образования, обеспечение его содержания на основе современных научных знаний, рост эффективности работы колледжа и каждого педагога. Кроме этого, методическая работа решает широкий спектр целей и задач: повышение уровня инновационной деятельности педагогических работников и качества образовательного процесса в целом, совершенствование методики и технологии проведения системы мониторинговых исследований качества обучения и воспитания, широкое использование информационных компьютерных ресурсов и информатизации образования, реализация качественного формата комплексного методического обеспечения специальности, а также разработка и внедрение в образовательный процесс учебных электронных пособий и методических материалов.
Достижение методических целей невозможно без объединения усилий всего педагогического коллектива по созданию единой педагогической системы, способствующей формированию мировоззрения, развитию социальной и профессиональной зрелости, становлению гражданственности и активной жизненной позиции, реализации творческих способностей преподавателей и учащихся, интенсификации образовательного процесса.
Методическая работа также является важным средством повышения квалификации педагогов, развития творческой инициативы.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ КОЛЛЕДЖА
- Повышение качества профессионального образования и поиск эффективных путей подготовки специалистов
- Повышение профессиональной мобильности педагогов в освоении ими инновационных технологий в сфере образования, совершенствования методической и исследовательской культуры. Повышение уровня психолого-педагогической, методической и профессиональной компетентности преподавателей и мастеров производственного обучения как главного фактора, обеспечивающего результативность процесса обучения и методическое сопровождение инновационного развития учреждения образования, в т.ч. через организацию планомерной работы по выявлению и распространению положительного педагогического опыта.
Методическая работа в колледже строится на нормативно-правовой основе, которую составляет:
- Кодекс об образовании Республики Беларусь;
- Государственная программа «Образование и молодежная политика» на 2021–2025 годы, включающая подпрограмму «Развитие системы профессионально-технического и среднего специального образования»;
- Концептуальные подходы к развитию системы образования Республики Беларусь до 2030 года.
Система методической работы в колледже создает условия для функционирования образовательного процесса и включает в себя:
- педагогический совет;
- цикловые комиссии;
- аттестационная комиссия;
- школа повышения квалификации.
При планировании и организации методической работы использовались такие формы, которые позволяли наиболее эффективно реализовывать единую методическую проблему и задачи, стоящие перед колледжем.
Основными формами методической работы в колледже являются:
- тематические педсоветы;
- заседания методических объединений;
- постоянно действующие методические семинары;
- недели цикловых комиссий;
- мастер-классы и открытые учебные занятия;
- работа педагогов над темами самообразования;
- аттестация педагогических кадров;
- система стажировки, повышения квалификации и переподготовки преподавателей;
- обобщение и распространение передового педагогического опыта;
- участие в конкурсах профессионального мастерства.
Это традиционные, но апробированные и надежные формы организации методической работы. С их помощью осуществляется реализация образовательных программ и учебных планов колледжа, обновление содержания образования через использование актуальных педагогических технологий.
Высшей формой коллективной учебно-методической работы является педагогический совет учебного заведения. На заседаниях педагогического совета не только рассматриваются и обсуждаются актуальные вопросы совершенствования образовательного процесса, но и вырабатываются коллективные решения по созданию условий для реализации важнейших направлений деятельности учебного заведения.
Основную роль в реализации методической проблемы играют цикловые комиссии. В колледже работают 8 цикловых комиссий:
- цикловая комиссия общественного питания;
- цикловая комиссия пищевых производств и биотехнологии;
- цикловая комиссия социально-гуманитарных предметов;
- цикловая комиссия математики, информатики и физики;
- цикловая комиссия экономики;
- цикловая комиссия права;
- цикловая комиссия программного обеспечения;
- цикловая комиссия физического воспитания.
На заседаниях ЦК обсуждаются актуальные вопросы организации образовательного процесса:
- повышение профессиональной компетентности педагогов по вопросам современного содержания образования, использования эффективных технологий и методик преподавания;
- создание здоровьесберегающей среды, организации образовательного процесса, направленного на сохранение и укрепление здоровья учащихся;
- выявление и поддержка одаренных и талантливых учащихся;
- организации и проведения факультативных занятий;
- освоение педагогами современных, в том числе электронных, компьютерных средств обучения;
- самообразование педагогов и обмен опытом.
В практику работы цикловых комиссий вошли такие формы методической работы, как проведение недель цикловых комиссий, конкурсов профессионального мастерства и олимпиад по учебным предметам цикла, мастер-классы, совместные заседания цикловых комиссий. Особая роль в изучении и внедрении в образовательный процесс современных педагогических и информационных технологий принадлежит проведению открытых учебных занятий и воспитательных мероприятий.
В компетенции цикловых комиссий - корректировка учебно-программной документации; анализ деятельности педагогических работников по реализации основных направлений методического обеспечения образовательного процесса, по повышению качества профессионального образования учащихся; по организации внеурочной работы (проведение олимпиад, конкурсов профессионального мастерства, смотров-конкурсов и т.д.); изучение положительного педагогического опыта, современных технологий обучения.
Активизации и развитию творческого потенциала педагогических работников колледжа способствует конкурс «Педагог года». В рамках конкурса в колледже проводятся открытые учебные занятия, членами жюри изучается педагогический опыт участников конкурса, проводится экспертиза портфолио преподавателей.
Важным направлением совершенствования педагогического мастерства преподавателей является организация самостоятельной работы преподавателей. В начале учебного года каждым преподавателем составлен индивидуальный план, в котором отражена работа над учебной программой, собственным вариантом содержания учебного курса, разработкой методического обеспечения учебных занятий. В качестве завершения проделанной работы заслушивается отчет преподавателя на одном из заседаний цикловой комиссии в конце учебного года.
Специфика педагогического труда требует от преподавателя постоянного совершенствования мастерства, чему в значительной мере способствуют повышение квалификации и стажировка преподавателей в организациях и на предприятиях отрасли с целью изучения новой техники, технологии, организации современного производства, обновления содержания образования.
Повышение квалификации педагогических кадров осуществляется на основе перспективного плана, разработанного на 2023-2028 годы. Перспективный план предусматривает организацию повышения квалификации всех педагогических работников. При составлении плана учитываются сведения о базовом образовании, квалификации, сроках последнего повышения квалификации. На основании его разрабатываются планы повышения квалификации на учебный год, которые утверждаются директором колледжа. С учётом корректировки перспективного плана, специфики организации образовательного процесса и интересов педагогов составляется годовой план повышения квалификации.
Применяемые формы совершенствования профессионально-педагогического уровня преподавателей весьма разнообразны:
- обучение на курсах переподготовки;
- обучение на курсах повышения квалификации;
- стажировка на предприятиях и в учреждениях;
- участие в работе цикловых комиссий;
- участие в работе семинаров, конференций на различных уровнях;
- организация и проведение открытых учебных занятий, воспитательных мероприятий, мастер-классов;
- участие в выставках и конкурсах профессионального мастерства;
- участие в работе учебно-методических объединений;
- обобщение и распространение опыта;
- самообразование;
- посещение учебных занятий своих коллег и др.
В колледже сложилась четкая система повышения квалификации, что позволяет преподавательскому составу своевременно, не реже одного раза в пять лет, повышать свою квалификацию в УО «РИПО», «БарГУ» и других высших учебных заведениях республики.
Повышение профессионализма, квалификации и творческого потенциала педагогов осуществлялось и через мероприятия внутриколледжной системы повышения квалификации, основными из которых являлись школа повышения квалификации и семинары-практикумы.
Мастерство преподавателя определяется, в том числе и умением оптимально строить процесс обучения, а это во многом зависит от качества учебно-методического обеспечения. Педагогический коллектив на протяжении нескольких лет занимается внедрением учебно-программной документации нового поколения. Ежегодно обновляются учебные планы, учебные программы, разрабатываются и дополняются учебно-методические комплексы по всем учебным предметам, разрабатываются контрольно-измерительные материалы, тематика курсовых работ, дидактический материал.
МЕТОДИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ на 2024-2025 учебный год
Разработка методического обеспечения образовательных программ ПТО и ССО с модульным построением содержания и в соответствии с Общегосударственным классификатором Республики Беларусь ОКРБ 011-2022 «Специальности и квалификации»
Основные направления методической работы колледжа в 2024-2025 учебном году
разработка и корректировка научно-методического обеспечения с модульным построением содержания на основе профессиональных стандартов и в соответствии с Общегосударственным классификатором Республики Беларусь ОКРБ 011-2022 «Специальности и квалификации»;
повышение педагогического мастерства преподавателей в овладении современными интерактивными формами и методами учебно-воспитательной работы;
совершенствование системы исследовательской деятельности учащихся в учебное и внеучебное время, способствующей профессиональному становлению будущих специалистов
Основные задачи методической работы на 2024-2025 учебный год
1. Создание условий для профессионального роста педагогов через курсы повышения квалификации, стажировки, курсы переподготовки, участие в профессиональных конкурсах, обучающие семинары, вебинары и т.д.;
2. Изучение и внедрение в образовательный процесс современных педагогических технологий.
3. Совершенствование опыта работы педагогов по использованию ИКТ и внедрение их в образовательный процесс.
4. Обновление учебно-программной документации на основе профессиональных стандартов и в соответствии с Общегосударственным классификатором Республики Беларусь ОКРБ 011-2022 «Специальности и квалификации».
5. Организация работы по созданию и обновлению учебно-методических комплексов по учебным предметам.
6. Создание условий для развития исследовательской деятельности участников образовательного процесса, вовлечение педагогических работников и учащихся в исследовательскую и творческую деятельность.
7. Создание организационно-методических условий для успешной адаптации начинающих преподавателей в условиях образовательного пространства колледжа, совершенствования их профессиональных компетенций.
8. Изучение, транслирование и использование педагогического опыта преподавателей и мастеров производственного обучения в рамках совершенствования образовательного процесса.
Одним из основных направлений методической работы в колледже является организация исследовательской деятельности учащихся и преподавателей колледжа. Ведь участие в исследовательской деятельности делает наших выпускников более конкурентоспособными при поступлении в учреждения высшего образования, а приобретенные исследовательские навыки выгодно выделяют их среди других учащихся и способствуют более быстрому формированию профессионального статуса.
Анализ исследовательской деятельности учреждения образования
В колледже можно выделить несколько направлений по применению и внедрению различных видов и форм научно-исследовательской деятельности учащихся на учебных занятиях и во внеучебное время: написание научных докладов, статей, подготовка сообщений; проведение олимпиад и научных конференций; факультативные формы обучения; научно–исследовательские кружки и др. На аудиторных учебных занятиях используются различные ситуационные и проблемные задания, когда учащиеся в рамках обозначенной проблемы или цели проводят глубокие аналитические исследования в поисках нужных решений. Выполняя такие работы, обучающиеся приобретают новые познания в исследуемой области, делают личные открытия и накапливают опыт творческой деятельности.
По каждой специальности в колледже есть возможность продолжить образование и заниматься исследовательской и проектной деятельностью.
Итоги проектной и исследовательской деятельности за 2023-2024 учебный год
В 2023-2024 учебном году учащиеся и преподаватели колледжа участвовали в 27 научно-практических конференциях, олимпиадах (из них –8 международных). Итоги участия следующие:
Диплом I степени - 7
Диплом II степени - 7
Диплом III степени – 8
Диплом участника –3
Сертификат участника – 25
Дипломом I степени V Барановичского научно-образовательного форума «Новатор-2023» отмечена исследовательская работа, подготовленная учащимися специальности «Правоведение» Горбиком Михаилом и Витко Никитой.
В ноябре 2023 года в конкурсе научных работ по правовым дисциплинам на базе учреждения образования «Барановичский государственный университет» исследовательская работа, подготовленная учащимися специальности «Правоведение» Евтух Анной и Жерко Дарьей, отмечена Дипломом III категории.
В ноябре 2023 года команда учащихся колледжа заняла II место в Международной интеллектуальной игре «Брейн-ринг по программированию», которая была организована Российским государственным профессионально-педагогическим университетом.
23 ноября 2023 года на базе УО «Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники филиал «Минский радиотехнический колледж» проводилась Международная онлайн-конференция «Интернет ХХI века: возможности и перспективы». Исследовательская работа, которую подготовил учащийся специальности «Программное обеспечение информационных технологий» Викторович Сергей, отмечена дипломом II степени в номинации «Самый фундаментальный проект». За творческую работу «Эмблема» учащийся награжден дипломом III степени.
По итогам международной научно-практической конференции обучающихся профессиональных образовательных учреждений «Инновационные процессы: теоретические и практические аспекты разработки и внедрения инноваций» на базе ГБПОУ РО «Ростовский торгово-экономический колледж» дипломом 3 степени отмечена исследовательская работа «Комплекс Guscom - современный программный продукт для автоматизации ресторана», которую подготовил учащийся специальности «Производство продукции и организация общественного питания» Бубен Никита.
Команда колледжа приняла участие во Всероссийском с международным участием конкурсе проектов в сфере перспективных направлений ИТ. Конкурс проводился на базе филиала Российского государственного профессионально-педагогического университета в г. Нижнем Тагиле. По результатам конкурса проект «Искусственный интеллект: открытие и перспективы», подготовленный Викторовичем Сергеем, занял 1 место и награжден дипломом 1 степени. Дипломом 1 степени отмечен проект «Программа для получения новых знаний «Развивайка» в направлении «Мобильные технологии», подготовленный Литвинко Сергеем. Проект «Облачные сервисы: современные тренды и перспективы», разработанный Викарчуком Алексеем, занял 2 место и награжден дипломом 2 степени.
В марте 2024 года на базе УО «БГУИР» филиал «Минский радиотехнический колледж» проводился Международный конкурс «Разработка мобильных приложений». Мобильное приложение «Развивайка», разработанное Литвинко Сергеем, отмечено дипломом I степени.
Учащиеся колледжа приняли участие и достойно представили свое учебное заведение в IX международной студенческой научно-практической конференции «Косыгинские чтения»: диплом II степени и 2 диплома III степени.
По итогам V Всероссийской научно-исследовательской конференции с международным участием «Актуальные проблемы социально-экономического развития общества на современном этапе: взгляд молодежи», которая была организована БПОУ ОО «Орловский техникум агротехнологий и транспорта», дипломами лауреатов I степени отмечены 2 исследовательские работы, подготовленные учащимися Викарчуком Алексеем и Зенько Дарьей. Исследовательская работа, подготовленная учащейся специальности «Производство биотехнологической продукции» Гомончук Екатериной, награждена дипломом лауреата 2 степени.
В мае 2024 года учащиеся специальности «Программное обеспечение информационных технологий» приняли участие во Всероссийском с международным участием мастер-классе для студентов по 3D-моделированию, который проводился на базе филиала Российского государственного профессионально-педагогического университета в г. Нижнем Тагиле. Учащийся группы № 366 Викарчук Алексей занял 1 место и награжден дипломом.
Учащийся специальности «Программное обеспечение информационных технологий» Дробыш Степан занял 2 место во Всероссийском с международным участием конкурсе изображений, сгенерированных нейросетью, который проводился на базе филиала Российского государственного профессионально-педагогического университета в г. Нижний Тагил.
В мае 2024 года учащиеся колледжа приняли участие в VIII межрегиональной научно-практической конференции по общеобразовательным и социально-гуманитарным дисциплинам среди студентов и преподавателей профессиональных образовательных учреждений. Конференция проводилась на базе ГБПОУ «Новгородский областной колледж искусств им. С.В.Рахманинова». Две исследовательские работы учащихся колледжа отмечены Дипломами III степени.
Дипломом I степени XXII Общероссийской научно-практической конференции «Современное мукомольное, хлебопекарное, макаронное и кондитерское производство. Перспективы развития» отмечена исследовательская работа «Сохраним неприкосновенность "дикой" технологии», подготовленная учащимся специальности «Технология пищевых производств» Вишневским Владиславом.
Эти результаты свидетельствуют о том, что педагоги колледжа выполняют свою профессионально-педагогическую миссию с четким пониманием того, что инновационная и экспериментальная деятельность – один из основных факторов повышения качества профессиональной подготовки специалистов.
Педагогический коллектив работает в направлении обеспечения такого уровня подготовки выпускников, чтобы они обладали глубокими специальными знаниями, умениями и навыками по избранной специальности, были готовы внедрять в производство прогрессивные технологии, владели методами научных исследований, современными информационными и коммуникативными технологиями и, в конечном итоге, были способны успешно работать в организациях потребительской кооперации Республики Беларусь, решать возникающие социальные задачи в трудовых коллективах.