Учреждение образования "Барановичский технологический колледж" Белкоопсоюза

Методическая работа в колледже направлена на решение единых целей и задач образования в рамках реализации Государственной программы «Образование и молодежная политика» на 2016–2020 годы.

Главная цель – повышение качества образования, обеспечение его содержания на основе современных научных знаний, рост эффективности работы колледжа и каждого педагога. Кроме этого, методическая работа решает широкий спектр целей и задач: повышение уровня инновационной деятельности педагогических работников и качества образовательного процесса в целом, совершенствование методики и технологии проведения системы мониторинговых исследований качества обучения и воспитания, широкое использование информационных компьютерных ресурсов и информатизации образования, реализация качественного формата комплексного методического обеспечения специальности, а также разработка и внедрение в образовательный процесс учебных электронных пособий и методических материалов.

Достижение методических целей невозможно без объединения усилий всего педагогического коллектива по созданию единой педагогической системы, способствующей формированию мировоззрения, развитию социальной и профессиональной зрелости, становлению гражданственности и активной жизненной позиции, реализации творческих способностей преподавателей и учащихся, интенсификации образовательного процесса.

Методическая работа также является важным средством повышения квалификации педагогов, развития творческой инициативы.

Педагогический коллектив колледжа с 2016-2017 учебного года начал работу над реализацией единой методической цели «Осуществление практико-ориентированного подхода к обучению для формирования профессиональной компетентности обучающихся».

Исходя из указанной цели, были сформулированы следующие задачи методической работы на 2017-2018 учебный год:

- обеспечение качества преподавания учебных дисциплин профессионального компонента через взаимодействие колледжа с базовыми предприятиями и организациями с целью адаптации образовательного процесса к условиям современного производства;

- повышение уровня личностно-профессиональной готовности педагогов к реализации новых образовательных стандартов, использованию инновационных технологий в обучении;

- создание оптимальных психолого-педагогических условий для развития профессионально-значимых качеств личности будущего специалиста, способного к успешной профессиональной самореализации, адаптированного к жизни в современном обществе;

- создание корпоративной, организационной культуры, вовлечение каждого работника в процесс улучшения качества образовательных услуг.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ КОЛЛЕДЖА

  1. Повышение качества профессионального образования и поиск эффективных путей подготовки специалистов
  2. Повышение профессиональной мобильности педагогов в освоении ими инновационных технологий в сфере образования, совершенствования методической и исследовательской культуры. Повышение уровня психолого-педагогической, методической и профессиональной компетентности преподавателей и мастеров производственного обучения как главного фактора, обеспечивающего результативность процесса обучения и методическое сопровождение инновационного развития учреждения образования, в т.ч. через организацию планомерной работы по выявлению и распространению положительного педагогического опыта.

Работу по реализации единой методической цели координирует методический кабинет.

Методическая работа в колледже строится на нормативно-правовой основе, которую составляет:

- Кодекс об образовании Республики Беларусь;

- Государственная программа «Образование и молодежная политика» на 2016–2020 годы, включающая подпрограмму «Развитие системы профессионально-технического и среднего специального образования»;

- Положение о педагогическом Совете колледжа;

- Положение о методическом Совете колледжа;

- Положение о цикловой комиссии;

- Положение об учебно-методическом комплексе на уровне среднего специального образования, на уровне профессионально-технического образования и другие локальные документы.

Система методической работы в колледже создает условия для функционирования образовательного процесса и включает в себя:

  • педагогический совет;
  • методический совет;
  • цикловые комиссии;
  • аттестационная комиссия;
  • школа повышения квалификации.

При планировании и организации методической работы использовались такие формы, которые позволяли наиболее эффективно реализовывать единую методическую проблему и задачи, стоящие перед колледжем.

Основными формами методической работы в колледже являются:

- тематические педсоветы;

- заседания методического совета;

- заседания методических объединений;

- постоянно действующие методические семинары;

- недели цикловых комиссий;

- мастер-классы и открытые уроки;

- работа педагогов над темами самообразования;

- аттестация педагогических кадров;

- система стажировки, повышения квалификации и переподготовки преподавателей;

- обобщение и распространение передового педагогического опыта;

- участие в конкурсах профессионального мастерства.

Это традиционные, но апробированные и надежные формы организации методической работы. С их помощью осуществляется реализация образовательных программ и учебных планов колледжа, обновление содержания образования через использование актуальных педагогических технологий.

Высшей формой коллективной учебно-методической работы является педагогический совет учебного заведения. На заседаниях педагогического совета не только рассматриваются и обсуждаются актуальные вопросы совершенствования образовательного процесса, но и вырабатываются коллективные решения по созданию условий для реализации важнейших направлений деятельности учебного заведения.

Вопросы организации работы преподавателей по индивидуальным планам самообразования, состояния преподавания отдельных дисциплин, учебно-методического обеспечения программ профессиональной подготовки в области дополнительного образования, создания и использования в учебном процессе электронных средств обучения, эффективности работы спортивных секций, предметных кружков и факультативов, результативности внедрения информационно-коммуникативных педагогических технологий в образовательный процесс, совершенствования системы менеджмента качества по результатам внутренних аудитов, повышения качества проведения практических занятий и учебных практик, эффективности взаимопосещения занятий в цикловых комиссиях рассматриваются на заседаниях методического совета колледжа.

Основную роль в реализации методической проблемы играют цикловые комиссии. В колледже работают 6 цикловых комиссий:

 - цикловая комиссия технологии приготовления пищи и организации производства и обслуживания;

 - цикловая комиссия технологии пищевых производств;

 - цикловая комиссия коммерческих дисциплин;

 - цикловая комиссия социально-гуманитарных дисциплин;

 - цикловая комиссия естественно-математических и общетехнических дисциплин;

 - цикловая комиссия физической культуры и здоровья.

Основными задачами работы цикловых комиссий на 2017-2018 учебный год являются:

-  интеграция образовательного процесса с производством;

- повышение уровня психолого-педагогической, методической и профессиональной компетентности  преподавателей и мастеров производственного обучения;

- изучение и обобщение положительного педагогического опыта, проведение открытых учебных занятий и воспитательных мероприятий;

- развитие  экспериментальной, инновационной, научно-методической  деятельности;

- создание условий для развития и совершенствования личности учащихся.

- разработка и использование  в образовательном процессе электронных средств обучения (ЭСО).

Мастерство преподавателя определяется, в том числе и умением оптимально строить процесс обучения, а это во многом зависит от качества учебно-методического обеспечения. Педагогический коллектив на протяжении нескольких лет занимается внедрением учебно-программной документации нового поколения. В ходе внедрения новых образовательных стандартов ежегодно обновляются учебные планы, учебные программы, разрабатываются и дополняются учебно-методические комплексы по всем дисциплинам, разрабатываются контрольно-измерительные материалы, тематика курсовых работ, дидактический материал.

Центром методического обеспечения профессионального образования потребительской кооперации  изданы  методические материалы для работы на учебных  занятиях учебной дисциплины «Основы инженерной графики» (для учащихся заочной формы получения образования) (автор Копылова Е.Д.), методические материалы для работы на практических  занятиях учебной дисциплины «Иностранный язык (профессиональная лексика)» (авторы Нестерова Ж.В., Соболевский В.В.), методические материалы для работы на практических  занятиях (работах)  учебной дисциплины «Товароведение пищевых продуктов» (автор Поклад Л.В.). К изданию в 2017-2018 учебном году готовятся следующие материалы учебно-методического характера: лабораторный практикум по учебной дисциплине «Стандартизация и контроль качества продукции пищевых производств» (автор – Писарь Т.Г.); краткий курс лекций  по учебной дисциплине «Упаковка продукции пищевых производств» (автор – Копылова Е.Д.); методические указания для работы на практических занятиях учебной дисциплины «Товароведение пищевых продуктов» (автор - Поклад Л.В.); рабочая тетрадь по разделу «Технологические процессы кулинарной обработки продовольственного сырья, пищевых продуктов и приготовления полуфабрикатов»  по  учебной дисциплине «Технология приготовления пищи» (авторы - Орловская Н.А., Цеханович И.А.).

Важным направлением совершенствования педагогического мастерства преподавателей является организация самостоятельной работы преподавателей. В начале учебного года каждым преподавателем составлен индивидуальный план самообразования, в котором отражена работа над учебной программой, собственным вариантом содержания учебного курса, разработкой методического обеспечения учебных занятий. В качестве завершения проделанной работы по самообразованию заслушивается отчет преподавателя на одном из заседаний цикловой комиссии в конце учебного года.

Специфика педагогического труда требует от преподавателя постоянного совершенствования мастерства, чему в значительной мере способствуют повышение квалификации и стажировка преподавателей в организациях и на предприятиях отрасли с целью изучения новой техники, технологии, организации современного производства, обновления содержания образования.

Повышение квалификации педагогических кадров осуществляется на основе перспективного плана, разработанного на 2016-2020 годы. Перспективный план предусматривает организацию повышения квалификации всех педагогических работников. При составлении плана учитываются сведения о базовом образовании, квалификации, сроках последнего повышения квалификации. На основании его разрабатываются планы повышения квалификации на учебный год, которые утверждаются директором колледжа. С учётом корректировки перспективного плана, специфики организации образовательного процесса и интересов педагогов составляется годовой план повышения квалификации.

В колледже сложилась четкая система повышения квалификации, что позволяет преподавательскому составу своевременно, не реже одного раза в пять лет, повышать свою квалификацию в УО «РИПО», «РИВШ», «БарГУ» и других высших учебных заведениях республики.

Повышение профессионализма, квалификации и творческого потенциала педагогов осуществлялось и через мероприятия внутриколледжной системы повышения квалификации, основными из которых являлись школа повышения квалификации и семинары-практикумы.

Проблеме формирования методической готовности преподавателей колледжа к  использованию   практико-ориентированных технологий обучения был посвящен методический семинар «Технологии реализации практико-ориентированного обучения», который состоялся 5 января 2017 года.

Практико-ориентированный подход  оптимально сочетается с активными и интерактивными методами обучения. Опытом использования одной из интерактивных методик – «кейс-технологией» - поделилась преподаватель  Писарь Т.Г.   Для проектирования учебных занятий с применением кейс-технологии  были выбраны учебные дисциплины «Аналитическая химия», «Физиология питания», «Стандартизация и контроль качества продукции пищевых производств».  О формировании коммуникативной компетентности учащихся на основе практико-ориентированного подхода при изучении иностранного языка рассказал преподаватель Старостин С.Ю.  О реализации концепции практико-ориентированного подхода в обучении математике и физике рассказала преподаватель Курочкина С.В. Преподаватель  продемонстрировала коллегам не только учебные  практико-ориентированные задания, но и творческие исследовательские работы учащихся. Интересными методическими приемами осуществления практико-ориентированного обучения на учебных занятиях по спецдисциплинам  и на факультативах поделились преподаватели Гизун О.А., Азарова Е.В. Все участники методического семинара сошлись во мнении, что практико-ориентированные технологии способствуют формированию конкурентоспособного специалиста, обладающего достаточным уровнем компетенции, способного быстро адаптироваться к постоянно меняющимся условиям производственного процесса.

Повышению уровня профессиональной компетентности педагогов способствует и участие в олимпиадах, конкурсах, выставках различной направленности. В рамках выполнения плана  мероприятий по проведению в 2017 году Года науки учебное заведение приняло участие в следующих мероприятиях:

- второй этап (городской)  республиканской олимпиады по учебным предметам.     По   12 учебным предметам общеобразовательного компонента  приняли участие 16 учащиеся групп №№ 234, 141,142.

- ХVII республиканская выставка научно-методической литературы, педагогического опыта и творчества учащейся молодежи «Правильный профессиональный выбор – уверенное будущее молодого поколения».  Представлено  8 методических разработок. Участие в выставке  были отмечено Дипломом РИПО.

- областной творческий конкурс «Золотое перо». Представлено 2 работы в номинации «Беларусь глазами детей».

- республиканский конкурс работ «Я выбираю профессию», проводимый кафедрой маркетинга УО «Белорусский государственный университет». Все шесть участников были отмечены и удостоены заслуженных наград: 3 диплома первой степени, 1 диплом третьей степени, 2 сертификата участника.

- областной творческий юнкоровский конкурс «100 лет на службе правопорядка», посвященный 100-летию белорусской милиции».

- V Международная  заочная  научно-практическая  конференция «Молодая наука-2017»

- XXXVII Международная научно-практическая конференция для студентов и учащихся «Инновационный потенциал молодежи в современном мире». Учащиеся колледжа Павлова М. и Ходаковский И. награждены Дипломами II степени.

- научная студенческая олимпиада и конкурс плакатов «Октябрь 1917 и Беларусь: события минувшего столетия в восприятии молодежи». По результатам олимпиады команда колледжа заняла III место и награждена дипломом. За участие в конкурсе плакатов и рисунков - диплом I степени и  дипломом III степени.

На базе колледжа проведен Совет директоров Брестской области «Практико-ориентированное  обучение как средство формирования профессиональной компетентности будущего».

Эти результаты свидетельствуют о том, что большинство педагогов выполняли свою профессионально-педагогическую миссию с четким пониманием того, что инновационная и экспериментальная деятельность – один из основных факторов повышения качества профессиональной подготовки специалистов.

 

 Одна из важнейших стратегических целей колледжа – подготовка высококвалифицированных специалистов в соответствии с квалификационными требованиями образовательных стандартов. Педагогический коллектив работает в направлении обеспечения такого уровня подготовки выпускников, чтобы они обладали глубокими специальными знаниями, умениями и навыками по избранной специальности, были готовы внедрять в производство прогрессивные технологии, владели методами научных исследований, современными информационными и коммуникативными технологиями и, в конечном итоге, были способны успешно работать в организациях потребительской кооперации Республике Беларусь, решать возникающие социальные задачи в трудовых коллективах.