Методическая работа в колледже направлена на решение единых целей и задач образования в рамках реализации Государственной программы «Образование и молодежная политика» на 2016–2020 годы.

Главная цель – повышение качества образования, обеспечение его содержания на основе современных научных знаний, рост эффективности работы колледжа и каждого педагога. Кроме этого, методическая работа решает широкий спектр целей и задач: повышение уровня инновационной деятельности педагогических работников и качества образовательного процесса в целом, совершенствование методики и технологии проведения системы мониторинговых исследований качества обучения и воспитания, широкое использование информационных компьютерных ресурсов и информатизации образования, реализация качественного формата комплексного методического обеспечения специальности, а также разработка и внедрение в образовательный процесс учебных электронных пособий и методических материалов.

Достижение методических целей невозможно без объединения усилий всего педагогического коллектива по созданию единой педагогической системы, способствующей формированию мировоззрения, развитию социальной и профессиональной зрелости, становлению гражданственности и активной жизненной позиции, реализации творческих способностей преподавателей и учащихся, интенсификации образовательного процесса.

Методическая работа также является важным средством повышения квалификации педагогов, развития творческой инициативы.

 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ КОЛЛЕДЖА

  1. Повышение качества профессионального образования и поиск эффективных путей подготовки специалистов
  2. Повышение профессиональной мобильности педагогов в освоении ими инновационных технологий в сфере образования, совершенствования методической и исследовательской культуры. Повышение уровня психолого-педагогической, методической и профессиональной компетентности преподавателей и мастеров производственного обучения как главного фактора, обеспечивающего результативность процесса обучения и методическое сопровождение инновационного развития учреждения образования, в т.ч. через организацию планомерной работы по выявлению и распространению положительного педагогического опыта.

Методическая работа в колледже строится на нормативно-правовой основе, которую составляет:

- Кодекс об образовании Республики Беларусь;

- Государственная программа «Образование и молодежная политика» на 2016–2020 годы, включающая подпрограмму «Развитие системы профессионально-технического и среднего специального образования»;

- Положение о педагогическом Совете колледжа;

- Положение о методическом Совете колледжа;

- Положение о цикловой комиссии;

- Положение об учебно-методическом комплексе на уровне среднего специального образования, на уровне профессионально-технического образования и другие локальные документы.

Система методической работы в колледже создает условия для функционирования образовательного процесса и включает в себя:

  • педагогический совет;
  • методический совет;
  • цикловые комиссии;
  • аттестационная комиссия;
  • школа повышения квалификации.

При планировании и организации методической работы использовались такие формы, которые позволяли наиболее эффективно реализовывать единую методическую проблему и задачи, стоящие перед колледжем.

Основными формами методической работы в колледже являются:

- тематические педсоветы;

- заседания методического совета;

- заседания методических объединений;

- постоянно действующие методические семинары;

- недели цикловых комиссий;

- мастер-классы и открытые уроки;

- работа педагогов над темами самообразования;

- аттестация педагогических кадров;

- система стажировки, повышения квалификации и переподготовки преподавателей;

- обобщение и распространение передового педагогического опыта;

- участие в конкурсах профессионального мастерства.

Это традиционные, но апробированные и надежные формы организации методической работы. С их помощью осуществляется реализация образовательных программ и учебных планов колледжа, обновление содержания образования через использование актуальных педагогических технологий.

Высшей формой коллективной учебно-методической работы является педагогический совет учебного заведения. На заседаниях педагогического совета не только рассматриваются и обсуждаются актуальные вопросы совершенствования образовательного процесса, но и вырабатываются коллективные решения по созданию условий для реализации важнейших направлений деятельности учебного заведения.

Вопросы организации работы преподавателей по индивидуальным планам самообразования, состояния преподавания отдельных дисциплин, учебно-методического обеспечения программ профессиональной подготовки в области дополнительного образования, создания и использования в учебном процессе электронных средств обучения, эффективности работы спортивных секций, предметных кружков и факультативов, результативности внедрения информационно-коммуникативных педагогических технологий в образовательный процесс, совершенствования системы менеджмента качества по результатам внутренних аудитов, повышения качества проведения практических занятий и учебных практик, эффективности взаимопосещения занятий в цикловых комиссиях рассматриваются на заседаниях методического совета колледжа.

Основную роль в реализации методической проблемы играют цикловые комиссии. В колледже работают 6 цикловых комиссий:

 - цикловая комиссия технологии приготовления пищи и организации производства и обслуживания;

 - цикловая комиссия технологии пищевых производств;

 - цикловая комиссия коммерческих дисциплин;

 - цикловая комиссия социально-гуманитарных дисциплин;

 - цикловая комиссия естественно-математических и общетехнических дисциплин;

 - цикловая комиссия физической культуры и здоровья.

На заседаниях ЦК обсуждаются такие актуальные вопросы как:

- повышение профессиональной компетентности педагогов по вопросам современного содержания образования, использования эффективных технологий и методик преподавания;

- создание здоровьесберегающей среды, организации образовательного процесса, направленного на сохранение и укрепление здоровья учащихся;

- выявление и поддержка одаренных и талантливых учащихся;

- организации и проведения факультативных занятий;

- освоение педагогами современных, в том числе электронных, компьютерных средств обучения;

- самообразование педагогов и обмен опытом.

В практику работы цикловых комиссий вошли такие формы методической работы, как проведение недель цикловых комиссий, конкурсов профессионального мастерства и олимпиад по дисциплинам цикла, мастер-классы, совместные заседания цикловых комиссий. Особая роль в изучении и внедрении в образовательный процесс современных педагогических и информационных технологий принадлежит проведению открытых занятий и воспитательных мероприятий.

В компетенции  цикловых комиссий - корректировка учебно-программной документации; анализ деятельности педагогических работников по реализации основных направлений методического обеспечения образовательного процесса, по повышению качества профессионального образования учащихся; по организации внеурочной работы (проведение олимпиад, конкурсов профессионального мастерства, смотров-конкурсов и т.д.); изучение положительного педагогического опыта, современных технологий обучения.

Активизации и развитию творческого потенциала  педагогических работников  колледжа способствует конкурс «Педагог года».

        В рамках конкурса в колледже проводятся  открытые учебные занятия, членами жюри изучается педагогический опыт участников конкурса, проводится экспертиза портфолио преподавателей.

Важным направлением совершенствования педагогического мастерства преподавателей является организация самостоятельной работы преподавателей. В начале учебного года каждым преподавателем составлен индивидуальный план, в котором отражена работа над учебной программой, собственным вариантом содержания учебного курса, разработкой методического обеспечения учебных занятий. В качестве завершения проделанной работы заслушивается отчет преподавателя на одном из заседаний цикловой комиссии в конце учебного года.

Специфика педагогического труда требует от преподавателя постоянного совершенствования мастерства, чему в значительной мере способствуют повышение квалификации и стажировка преподавателей в организациях и на предприятиях отрасли с целью изучения новой техники, технологии, организации современного производства, обновления содержания образования.

Повышение квалификации педагогических кадров осуществляется на основе перспективного плана, разработанного на 2016-2020 годы. Перспективный план предусматривает организацию повышения квалификации всех педагогических работников. При составлении плана учитываются сведения о базовом образовании, квалификации, сроках последнего повышения квалификации. На основании его разрабатываются планы повышения квалификации на учебный год, которые утверждаются директором колледжа. С учётом корректировки перспективного плана, специфики организации образовательного процесса и интересов педагогов составляется годовой план повышения квалификации.

Применяемые формы совершенствования профессионально-педагогического уровня преподавателей весьма разнообразны:

- обучение на курсах переподготовки;

- обучение на курсах повышения квалификации;

- стажировка на предприятиях и учреждениях;

- участие в работе цикловых комиссий;

- участие в работе семинаров, конференций на различных уровнях;

- организация и проведение открытых учебных занятий, воспитательных мероприятий, мастер-классов;

- участие в выставках и конкурсах профессионального мастерства;

- участие в работе учебно-методических объединений;

- обобщение и распространение опыта;

- самообразование;

- посещение учебных занятий своих коллег и др.

В колледже сложилась четкая система повышения квалификации, что позволяет преподавательскому составу своевременно, не реже одного раза в пять лет, повышать свою квалификацию в УО «РИПО», «РИВШ», «БарГУ» и других высших учебных заведениях республики.

Повышение профессионализма, квалификации и творческого потенциала педагогов осуществлялось и через мероприятия внутриколледжной системы повышения квалификации, основными из которых являлись школа повышения квалификации и семинары-практикумы.

         

Мастерство преподавателя определяется, в том числе и умением оптимально строить процесс обучения, а это во многом зависит от качества учебно-методического обеспечения. Педагогический коллектив на протяжении нескольких лет занимается внедрением учебно-программной документации нового поколения. В ходе внедрения новых образовательных стандартов ежегодно обновляются учебные планы, учебные программы, разрабатываются и дополняются учебно-методические комплексы по всем дисциплинам, разрабатываются контрольно-измерительные материалы, тематика курсовых работ, дидактический материал.

МЕТОДИЧЕСКАЯ  ЦЕЛЬ  на 2019-2020  учебный год

Осуществление практико-ориентированного подхода к  обучению для формирования профессиональной компетентности обучающихся

Основные направления методической работы колледжа в 2019-2020 учебном году:

формирование образовательного пространства колледжа, обеспечивающего оптимальные условия для развития профессионально значимых качеств будущих специалистов в рамках единой методической темы;

повышение педагогического мастерства преподавателей в овладении современными интерактивными формами и методами учебно-воспитательной работы;

совершенствование индивидуального и дифференцированного подходов в обучении  для повышения качества теоретической подготовки специалистов;

разработка и корректировка учебно-методических комплексов в электронном виде по учебным дисциплинам в соответствии с требованиями;

совершенствование системы исследовательской деятельности учащихся в учебное и внеучебное время, способствующей профессиональному становлению будущих специалистов.

Основные задачи методической работы на 2019-2020 учебный год

  1. Развитие научно-практической деятельности обучающихся с целью повышения качества профессиональной подготовки конкурентоспособного специалиста.
  2. Активизация научно-методической деятельности педагога с целью развития его профессиональной компетентности.
  3. Обеспечение качества преподавания дисциплин специального цикла через взаимодействие колледжа с базовыми предприятиями с целью адаптации образовательного процесса к условиям современного развития производства.

4.Обеспечение широкого использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе, обновление парка компьютерной техники, разработка и внедрение в процесс обучения и воспитания элементов дистанционного обучения.

  1. Обеспечение образовательного процесса необходимой учебно-программной документацией.

    Работу по реализации единой методической цели координирует методический кабинет.

Основными задачами работы цикловых комиссий на 2019-2020 учебный год являются:

-  интеграция образовательного процесса с производством;

- повышение уровня психолого-педагогической, методической и профессиональной компетентности  преподавателей и мастеров производственного обучения;

- изучение и обобщение положительного педагогического опыта, проведение открытых учебных занятий и воспитательных мероприятий;

- развитие  экспериментальной, инновационной, научно-методической  деятельности;

- создание условий для развития и совершенствования личности учащихся.

- разработка и использование  в образовательном процессе электронных средств обучения (ЭСО).

Для реализации практико-ориентированного обучения в колледже имеются все необходимые условия. Постоянно обновляется и совершенствуется материально-техническая база: учебные лаборатории колледжа оснащены современным технологическим оборудованием. В колледже работает опытный педагогический коллектив, который постоянно повышает свою квалификацию  и совершенствует профессиональное мастерство.

Реализация целей практико-ориентированного обучения в цикловых комиссиих осуществляется через:

- отбор и структурирование содержания учебного материала в соответствии с практико-ориентированным подходом;

- использование практико-ориентированных заданий;

- междисциплинарные связи;

 - использование кейс-технологий;

- участие в учебно-исследовательской деятельности.

           Исходя из этого  одним из основных направлений методической работы в колледже является организация научно-исследовательской деятельности учащихся и преподавателей колледжа. Ведь   участие в исследовательской деятельности делает наших выпускников  более конкурентоспособными при поступлении в учреждения высшего образования, а приобретенные исследовательские навыки выгодно выделяют их среди других учащихся и способствуют более быстрому формированию профессионального статуса.            

         В 2018-2019 учебном  году учебное заведение приняло участие в различных мероприятиях. Вот наиболее значимые достижения учащихся и преподавателей:

            -  IV международный конкурс проектно-исследовательских работ студентов «Проблемы и перспективы развития сферы обслуживания», проводимого  на базе ОГБПОУ «Костромской торгово-экономический колледж». На конкурс отправлены 2 исследовательские работы: «Использование инновационных технологий для повышения конкурентоспособности объекта общественного питания (на примере кафе «Линия вкуса»), подготовленная учащимся специальности «Производство продукции и организация общественного питания» Забойкиным Игорем под руководством преподавателя Голяк Л.Н.;    «Банкетное и кейтеринговое обслуживание тематических мероприятий в отелях и ресторанах», подготовленная учащейся специальности «Производство продукции и организация общественного питания» Хмельницкой Дианой  под руководством преподавателя Давидович И.А.  Обе работы удостоены Дипломов  III степени.

           - XXXIX Международная научно-практическая конференция для студентов и учащихся «Инновационный потенциал молодежи  в современном мире», посвященная 55-летию Белорусского торгово-экономического университета потребительской кооперации. Диплома I степени удостоена исследовательская  работа «Белорусский пчелиный мед. Определение доброкачественности меда», выполненная  учащейся Андриеш Анной  под руководством преподавателя Писарь Т.Г. Дипломами II степени награждены 2 исследовательские работы: «Потребитель и экология: проблемы и перспективы» (Ераш Антон), «Влияние витаминов на организм человека» (Чиркун Вероника). Диплома III степени отмечена исследовательская работа «Инновационное развитие торговли (общественного питания)» (Левкун А.). Эти работы выполнены под руководством преподавателя Голубко Н.И.

         - ХI международная научно-практическая конференция учащихся по итогам технологической практики «Актуальные проблемы и направления повышения эффективности деятельности организаций и предприятий в современных условиях».  Диплома в номинации «За изучение и поиск решения проблем предприятий потребительской кооперации» отмечена исследовательская работа «Мотивация персонала как движущая сила позитивных перемен”, выполненная учащейся Гунько Натальей под руководством преподавателя Харламовой А.И.

       - областной этап Республиканского конкурса «ТехноЕлка-2019». На конкурс были представлены две работы преподавателей Мороз С.И., Нестер О.В. За разработку и изготовление музыкальной куклы-шкатулки «Снегурочка» Нестер О.В. награждена дипломом II степени.

           - ХI Международный чемпионат StartUp-проектов «Молодежь и предпринимательство - 2018». Проект  Мини-пиццерии «Food-Truck», выполненный учащимися 4 курса Денищиком  Артёмом, Забойкиным Игорем, Иванниковым Романом под руководством преподавателя Кузьминой Л.А. отмечен Дипломом  «Лучший  StartUp-проект в сфере торговли».

  Эти результаты свидетельствуют о том, что большинство педагогов выполняли свою профессионально-педагогическую миссию с четким пониманием того, что инновационная и экспериментальная деятельность – один из основных факторов повышения качества профессиональной подготовки специалистов.

Одна из важнейших стратегических целей колледжа – подготовка высококвалифицированных специалистов в соответствии с квалификационными требованиями образовательных стандартов. Педагогический коллектив работает в направлении обеспечения такого уровня подготовки выпускников, чтобы они обладали глубокими специальными знаниями, умениями и навыками по избранной специальности, были готовы внедрять в производство прогрессивные технологии, владели методами научных исследований, современными информационными и коммуникативными технологиями и, в конечном итоге, были способны успешно работать в организациях потребительской кооперации Республике Беларусь, решать возникающие социальные задачи в трудовых коллективах.