Призвание    учить

 

«Ребята любят предмет, который понимают», - уверен преподаватель  специальных дисциплин УО «Барановичский технологический колледж» Белкоопсоюза, победитель конкурса «Человек года» в номинации «Педагог года» Виктор Александрович Слесарчук.

 «С удовольствием учатся у того, кого любят. И с радостью постигают то, что понимают»,  -  с такими убеждениями более 10 лет Виктор Александрович  входит в аудитории колледжа, чтобы  научить азам  избранной специальности «Машины и аппараты пищевых производств»  ребят. Это кредо педагога легло в основу его профессиональной деятельности.

«Если сказать честно, то никогда не думал, что стану педагогом. В детстве мечтал стать кем угодно – врачом, военным, лётчиком, но только не учителем.  Но судьба распорядилась иначе: получив образование инженера-механика, проработав по специальности в течение 20 лет, я попал в колледж, и стал преподавателем технических дисциплин. Сразу хочу сказать, что я благодарен судьбе».

Страна знаний – самая удивительная страна, где каждый день не похож на предыдущий день. Где всё время надо торопиться, торопиться успеть, где все время надо спешить, спешить стать интересным для окружающих тебя людей, оставаться интересным всегда, дарить окружающим свою энергию, знания, умения. Поэтому в этой стране уживаются только самые стойкие, самые терпеливые, самые мужественные, самые искренние, самые ответственные, самые добрые, самые интересные и самые удивительные люди. И называют их педагогами, преподавателями, учителями. Конечно, главные жители нашей страны – это наши ученики. Именно они заставляют нас быть такими, какие мы есть. И я благодарен им за это. Ведь они   многому меня  научили. Научили принимать их такими, какие они есть, быть терпимей к ошибкам других, но требовательней к самому себе.

           В 1983 году я закончил  Московский станкоинструментальный институт  и получил специальность «инженер-механик». С сентября 2002 года началась моя вторая взрослая жизнь: я стал преподавателем технических дисциплин специальности «Машины и аппараты пищевых производств» УО «Барановичский технологический колледж» Белкоопсоюза.      

В правильности выбора своей новой деятельности я убедился на  первом уроке, поняв, что хочу отдавать свои знания, опыт, внимание, любовь и заботу ребятам.

Позади 11 лет педагогической деятельности, насыщенных знаниями, наукой, любовью, неудачами, первыми пробами педагогического опыта.

Мой жизненный и профессиональный опыт позволяют констатировать: в любом обществе, в любую эпоху учитель, как важный конструктор человечества, должен быть обязательно счастлив во всех отношениях. Это совокупная категория всех качеств, которые необходимы каждому, кто выбрал эту профессию. Только счастливый человек способен научить поиску путей стремления к счастью».

Индивидуальные педагогические принципы и подходы, мастерство и старание, любовь к своей профессии и уважение к ученикам, творчество и постоянный поиск нового и интересного помогают Виктору Александровичу Слесарчуку  достигать успешных результатов в каждодневной работе. Эти же профессиональные качества и убеждения помогли преподавателю стать победителем конкурса «Человек года» в номинации «Педагог года» в 2013 году.

Хорошими  педагогами  не рождаются – ими становятся. Становятся благодаря целеустремленности, трудолюбию, профессионализму. Все эти качества присущи Виктору Александровичу.

«У каждого непременно  есть своя стезя,  свой путь, своя судьба.… Но дать хороший импульс – заложить прочный стержень нравственности в подростковые годы юноше, девушке – главная миссия Учителя.

Это теперь моя жизнь, ведь я преподаватель технической механики, материаловедения, технических измерений, обработки конструкционных материалов, ремонта оборудования и др.

Профессия преподавателя, которую я выбрал, одна из самых важных и трудных. Это именно то, что приносит мне радость и удовлетворение, особенно, когда видишь глаза учащихся, добрые и наивные, которые смотрят с любовью и безграничным уважением. Хочется отдать им все.

Ведь сегодняшние учащиеся – завтрашние взрослые. Теперь я вижу, что надо пробудить, дать толчок и развить творческие способности учащихся – и сегодня я вижу, уже с позиции моего жизненного опыта, что очень важно уметь понять ученика, оценить его состояние, быть с ним искренним, не забывать, что у него также, как у нас, взрослых, свои проблемы, переживания. И только тогда, когда смогу это дать учащимся, они научаться быть благодарными и находить любовь в этом мире.

На своих уроках я стараюсь быть с учащимися на равных, помня, что каждый мой неправильный шаг, случайно сказанное слово впитываются душами моих воспитанников и, как учитель, не мыслю себя без постоянного совершенствования, так как быть образцом для своих учеников. Радуюсь, когда ребята с интересом идут ко мне на урок, но для меня важно и то, что я иду на урок с удовольствием и жду встречи с ними.

На моих уроках нет преград, отделяющих преподавателя от учащихся. И потому есть радость общения друг с другом; но только по делу! И дело это очень интересное – постижение страны знаний и жизни!»

 Главное на уроке, по мнению Виктора Александровича, – заинтересовать учащихся. Это можно сделать, задав ряд вопросов, с которыми ребятами уже встречались в жизни, но не получили ответа. Серьезным моментом является постановка цели: что они узнают, изучив тему, дисциплину, где смогут полученные знания применить на  практике и, в первую очередь,  в своей профессии. Важно, чтобы учащиеся сами желали искать и находить ответы на поставленные вопросы. Ведь мыслить человек начинает тогда, когда появляется потребность что-то понять.  Чтобы развивать техническое мышление учащихся более эффективно, Виктор Александрович  широко применяет  активные, проблемные, развивающие методы обучения, личностно-ориентированный подход к учащимся. На своих уроках широко использует наглядность, дополнительные источники информации, приучая ребят  добывать знания самостоятельно, развивая умения размышлять, сопоставлять, анализировать.  На занятиях по дисциплинам «Ремонт машин и оборудования пищевых производств», «Материаловедения и технология материалов», «Монтаж, наладка и техническое обслуживание оборудования пищевых производств» ребята работают под девизом: «Подумай и предложи», Задания носят практический характер: скажем, надо создать устройство, которое облегчило бы какую-либо технологическую операцию.

Виктор Александрович не боится экспериментировать, идти по непроторенным дорогам.  У него свой путь, нелегкий, но в то же время интересный и достойный.   Педагог понимает, что одним из критериев успешности подготовки современного специалиста является формирование у него информационной и коммуникационной компетентности.  Поэтому первым  среди своих коллег в колледже Виктор Александрович разработал  электронный учебник по дисциплине «Ремонт машин и оборудования пищевых производств».

Знание Слесарчуком В.А. современных достижений в педагогике и методике преподаваемых дисциплин, эффективное использование инновационных технологий,  дифференцированного обучения позволяют вести преподавание на высоком уровне.

«Совершенствуя свое педагогическое мастерство,  я никогда не останавливаюсь на достигнутом, стараюсь идти в ногу со временем. Хочу  успеть за теми изменениями, которые преподносит нам жизнь.  Применяю на уроках современные педагогические технологии,  методы, приемы и формы обучения. Всегда интересуюсь  методическими новинками, прохожу курсы переподготовки, активно осваиваю компьютер. Считаю,  что без него сегодня трудно провести урок, отвечающий современным требованиям. Если преподаватель сам не развивается, то сложно представить, что его студенты смогут это делать. Только тогда образовательные учреждения будут по-настоящему гордиться своими выпускниками, которые с легкостью преодолеют все стоящие на их пути трудности и многого достигнут, а выпускники с благодарностью вспоминать родной колледж, когда преподаватели личным примером самообразования и саморазвития разовьют в них эти способности.

Всегда помню главное – у нас, преподавателей,  в руках будущее страны, и от нас во многом зависит, каким это будущее предстанет», - считает преподаватель.

Большое внимание Слесарчук В.А. уделяет методическому обеспечению учебных занятий, умело организует самостоятельную работу учащихся на уроке и во внеурочное время, что способствует повышению успеваемости по дисциплине.

Автор ряда учебных программ, практикумов, учебных пособий по дисциплинам специальности  «Машины и аппараты пищевых производств».

С грифом Министерства образования Республики Беларусь изданы учебные пособия по дисциплинам «Основы обработки конструкционных материалов», «Ремонт машин и оборудования пищевых производств»,  «Материаловедение и технология материалов», «Нормирование точности и технические измерения».

Постоянно является куратором учебных групп специальности «Машины и аппараты пищевых производств», умело проводит воспитательную работу, добивается выполнения поставленных задач. Как куратор, строит  свою работу с учащимися на принципах взаимного уважения, ответственного отношения к порученному делу.

Слесарчука Виктора Александровича  отличают творческий подход к обучению и воспитанию, организованность, ответственность. Пользуется заслуженным авторитетом среди коллег и учащихся.

«Учительство – это вечное ученичество, - уверен Виктор Александрович. - Я хочу быть вечным учеником, чтобы вместе с моими учащимися еще лучше, результативнее учиться, открывать новое, творить и каждый раз радоваться этим открытиям».

 

 

Мижиевская Валентина Сергеевна, методист УО «Барановичский технологический колледж» Белкоопсоюза.

 

image001