Методическая работа в колледже направлена на решение единых целей и задач образования в рамках реализации Концептуальных подходов к развитию системы образования Республики Беларусь до 2020 года и на перспективу до 2030 года, которые  определяют задачи, основные направления и приоритеты государственной политики в сфере образования, механизмы их реализации.

           Главная цель – повышение качества образования, обеспечение его содержания на основе современных научных знаний, рост эффективности работы колледжа и каждого педагога. Кроме этого, методическая работа решает широкий спектр целей и задач: повышение уровня инновационной деятельности педагогических работников и качества образовательного процесса в целом, совершенствование методики и технологии проведения системы мониторинговых исследований качества обучения и воспитания, широкое использование информационных компьютерных ресурсов и информатизации образования, реализация качественного формата комплексного методического обеспечения специальности, а также разработка и внедрение в образовательный процесс учебных электронных пособий и методических материалов.

           Достижение методических целей невозможно без объединения усилий всего педагогического коллектива по созданию единой педагогической системы, способствующей формированию мировоззрения, развитию социальной и профессиональной зрелости, становлению гражданственности и активной жизненной позиции, реализации творческих способностей преподавателей и учащихся, интенсификации образовательного процесса.

Методическая работа также является важным средством повышения квалификации педагогов, развития творческой инициативы.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ КОЛЛЕДЖА

  • Повышение качества профессионального образования и поиск эффективных путей подготовки специалистов
  • Повышение профессиональной мобильности педагогов в освоении ими инновационных технологий в сфере образования, совершенствования методической и исследовательской культуры. Повышение уровня психолого-педагогической, методической и профессиональной компетентности преподавателей и мастеров производственного обучения как главного фактора, обеспечивающего результативность процесса обучения и методическое сопровождение инновационного развития учреждения образования, в т.ч. через организацию планомерной работы по выявлению и распространению положительного педагогического опыта.

           Методическая работа в колледже строится на нормативно-правовой основе, которую составляет:

- Кодекс об образовании Республики Беларусь;

- Государственная программа «Образование и молодежная политика» на 2016–2020 годы, включающая подпрограмму «Развитие системы профессионально-технического и среднего специального образования»;

- Концептуальные подходы к развитию системы образования Республики Беларусь до 2020 года и на перспективу до 2030 года,

- Положение о педагогическом Совете колледжа;

- Положение о цикловой комиссии;

- Положение об учебно-методическом комплексе на уровне среднего специального образования, на уровне профессионально-технического образования и другие локальные документы.

          Система методической работы в колледже создает условия для функционирования образовательного процесса и включает в себя:

  • педагогический совет;
  • методический совет;
  • цикловые комиссии;
  • аттестационная комиссия;
  • школа повышения квалификации.

            При планировании и организации методической работы использовались такие формы, которые позволяли наиболее эффективно реализовывать единую методическую проблему и задачи, стоящие перед колледжем.

Основными формами методической работы в колледже являются:

- тематические педсоветы;

- заседания методического совета;

- заседания методических объединений;

- постоянно действующие методические семинары;

- недели цикловых комиссий;

- мастер-классы и открытые учебные занятия;

- работа педагогов над темами самообразования;

- аттестация педагогических кадров;

- система стажировки, повышения квалификации и переподготовки преподавателей;

- обобщение и распространение передового педагогического опыта;

- участие в конкурсах профессионального мастерства.

           Это традиционные, но апробированные и надежные формы организации методической работы. С их помощью осуществляется реализация образовательных программ и учебных планов колледжа, обновление содержания образования через использование актуальных педагогических технологий.

         Высшей формой коллективной учебно-методической работы является педагогический совет учебного заведения. На заседаниях педагогического совета не только рассматриваются и обсуждаются актуальные вопросы совершенствования образовательного процесса, но и вырабатываются коллективные решения по созданию условий для реализации важнейших направлений деятельности учебного заведения.

            Вопросы организации работы преподавателей по индивидуальным планам самообразования, состояния преподавания отдельных дисциплин, учебно-методического обеспечения программ профессиональной подготовки в области дополнительного образования, создания и использования в учебном процессе электронных средств обучения, эффективности работы спортивных секций, предметных кружков и факультативов, результативности внедрения информационно-коммуникативных педагогических технологий в образовательный процесс, совершенствования системы менеджмента качества по результатам внутренних аудитов, повышения качества проведения практических занятий и учебных практик, эффективности взаимопосещения занятий в цикловых комиссиях рассматриваются на заседаниях методического совета колледжа.

       Основную роль в реализации методической проблемы играют цикловые комиссии. В колледже работают 4 цикловые комиссии:

 - цикловая комиссия общественного питания;

 - цикловая комиссия технологии пищевых производств и коммерческой деятельности;

 - цикловая комиссия общеобразовательных и социально-гуманитарных дисциплин;

 - цикловая комиссия естественно-математических дисциплин и информационных технологий;

      На заседаниях ЦК обсуждаются такие актуальные вопросы как:

- повышение профессиональной компетентности педагогов по вопросам современного содержания образования, использования эффективных технологий и методик преподавания;

- создание здоровьесберегающей среды, организации образовательного процесса, направленного на сохранение и укрепление здоровья учащихся;

- выявление и поддержка одаренных и талантливых учащихся;

- организации и проведения факультативных занятий;

- освоение педагогами современных, в том числе электронных, компьютерных средств обучения;

- самообразование педагогов и обмен опытом.

          В практику работы цикловых комиссий вошли такие формы методической работы, как проведение недель цикловых комиссий, конкурсов профессионального мастерства и олимпиад по дисциплинам цикла, мастер-классы, совместные заседания цикловых комиссий. Особая роль в изучении и внедрении в образовательный процесс современных педагогических и информационных технологий принадлежит проведению открытых учебных занятий и воспитательных мероприятий.

         В компетенции  цикловых комиссий - корректировка учебно-программной документации; анализ деятельности педагогических работников по реализации основных направлений методического обеспечения образовательного процесса, по повышению качества профессионального образования учащихся; по организации внеурочной работы (проведение олимпиад, конкурсов профессионального мастерства, смотров-конкурсов и т.д.); изучение положительного педагогического опыта, современных технологий обучения.

     Активизации и развитию творческого потенциала  педагогических работников  колледжа способствует конкурс «Педагог года».        В рамках конкурса в колледже проводятся  открытые учебные занятия, членами жюри изучается педагогический опыт участников конкурса, проводится экспертиза портфолио преподавателей.

            Важным направлением совершенствования педагогического мастерства преподавателей является организация самостоятельной работы преподавателей. В начале учебного года каждым преподавателем составлен индивидуальный план, в котором отражена работа над учебной программой, собственным вариантом содержания учебного курса, разработкой методического обеспечения учебных занятий. В качестве завершения проделанной работы заслушивается отчет преподавателя на одном из заседаний цикловой комиссии в конце учебного года.

            Специфика педагогического труда требует от преподавателя постоянного совершенствования мастерства, чему в значительной мере способствуют повышение квалификации и стажировка преподавателей в организациях и на предприятиях отрасли с целью изучения новой техники, технологии, организации современного производства, обновления содержания образования.

         Повышение квалификации педагогических кадров осуществляется на основе перспективного плана, разработанного на 2018-2021 годы. Перспективный план предусматривает организацию повышения квалификации всех педагогических работников. При составлении плана учитываются сведения о базовом образовании, квалификации, сроках последнего повышения квалификации. На основании его разрабатываются планы повышения квалификации на учебный год, которые утверждаются директором колледжа. С учётом корректировки перспективного плана, специфики организации образовательного процесса и интересов педагогов составляется годовой план повышения квалификации.

Применяемые формы совершенствования профессионально-педагогического уровня преподавателей весьма разнообразны:

- обучение на курсах переподготовки;

- обучение на курсах повышения квалификации;

- стажировка на предприятиях и учреждениях;

- участие в работе цикловых комиссий;

- участие в работе семинаров, конференций на различных уровнях;

- организация и проведение открытых учебных занятий, воспитательных мероприятий, мастер-классов;

- участие в выставках и конкурсах профессионального мастерства;

- участие в работе учебно-методических объединений;

- обобщение и распространение опыта;

- самообразование;

- посещение учебных занятий своих коллег и др.

           В колледже сложилась четкая система повышения квалификации, что позволяет преподавательскому составу своевременно, не реже одного раза в пять лет, повышать свою квалификацию в УО «РИПО», «РИВШ», «БарГУ» и других высших учебных заведениях республики.

          Повышение профессионализма, квалификации и творческого потенциала педагогов осуществлялось и через мероприятия внутриколледжной системы повышения квалификации, основными из которых являлись школа повышения квалификации и семинары-практикумы.

         Мастерство преподавателя определяется, в том числе и умением оптимально строить процесс обучения, а это во многом зависит от качества учебно-методического обеспечения. Педагогический коллектив на протяжении нескольких лет занимается внедрением учебно-программной документации нового поколения. В ходе внедрения новых образовательных стандартов ежегодно обновляются учебные планы, учебные программы, разрабатываются и дополняются учебно-методические комплексы по всем учебным дисциплинам, разрабатываются контрольно-измерительные материалы, тематика курсовых работ, дидактический материал.

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ  ЦЕЛЬ  на 2020-2021 учебный год

Осуществление практико-ориентированного подхода к  обучению для формирования профессиональной компетентности обучающихся

Основные направления методической работы колледжа в 2020-2021 учебном году:

формирование образовательного пространства колледжа, обеспечивающего оптимальные условия для развития профессионально значимых качеств будущих специалистов в рамках единой методической темы;

повышение педагогического мастерства преподавателей в овладении современными интерактивными формами и методами учебно-воспитательной работы;

совершенствование индивидуального и дифференцированного подходов в обучении  для повышения качества теоретической подготовки специалистов;

разработка и корректировка учебно-методических комплексов в электронном виде по учебным дисциплинам в соответствии с требованиями;

совершенствование системы исследовательской деятельности учащихся в учебное и внеучебное время, способствующей профессиональному становлению будущих специалистов.

Основные задачи методической работы на 2020-2021 учебный год

1. Взаимодействие учреждения образования с организациями-заказчиками кадров, повышение привлекательности профессионально-технического и среднего специального образования.

2. Содействие педагогическим работникам в разработке современных компонентов научно-методического обеспечения, сопровождающих образовательный процесс, привлечение педагогических работников учреждения образования к участию в разработке профессиональных стандартов для приоритетных видов трудовой деятельности в соответствующей сфере экономики.

3. Обеспечение качества преподавания дисциплин специального цикла через взаимодействие колледжа с базовыми предприятиями с целью адаптации образовательного процесса к условиям современного развития  производства.

4.Обеспечение широкого использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе, обновление парка компьютерной техники, разработка и внедрение в процесс обучения и воспитания элементов дистанционного обучения.

5. Диверсификация содержания образовательных программ, оптимизация объемов и структуры подготовки специалистов, рабочих, в том числе путем открытия новых специальностей, соответствующих современной структуре видов экономической деятельности, а также международным стандартам «WorldSkills».

           Для реализации практико-ориентированного обучения в колледже имеются все необходимые условия. Постоянно обновляется и совершенствуется материально-техническая база: учебные лаборатории колледжа оснащены современным технологическим оборудованием. В колледже работает опытный педагогический коллектив, который постоянно повышает свою квалификацию  и совершенствует профессиональное мастерство.

Реализация целей практико-ориентированного обучения в цикловых комиссиих осуществляется через:

- отбор и структурирование содержания учебного материала в соответствии с практико-ориентированным подходом;

- использование практико-ориентированных заданий;

- междисциплинарные связи;

 - использование кейс-технологий;

- участие в учебно-исследовательской деятельности.

           Исходя из этого  одним из основных направлений методической работы в колледже является организация научно-исследовательской деятельности учащихся и преподавателей колледжа. Ведь   участие в исследовательской деятельности делает наших выпускников  более конкурентоспособными при поступлении в учреждения высшего образования, а приобретенные исследовательские навыки выгодно выделяют их среди других учащихся и способствуют более быстрому формированию профессионального статуса.          

         В 2019-2020 учебном  году успехи и достижения учебного заведения в образовательной деятельности были отмечены на как международном, так и на республиканском  уровнях:

          12 - 15 ноября 2019 года учреждение образования приняло участие в Международном чемпионате кондитерского искусства. Международный чемпионат кондитерского искусства проводится в целях популяризации профессии, совершенствования профессионального мастерства, формирования современной культуры кондитерского производства. Звягова Полина, в номинации «Праздничный торт» заняла 2-е место и получила серебряную медаль и диплом. Левкун Артем, в номинации «Художественная работа из овощей и фруктов», занял 3-е место и получил бронзовую медаль и диплом. Макей Дарья, в номинации «Сахарные цветы» заняла 3-е место и получила бронзовую медаль и диплом.

              На   Региональном   этапе  IV Республиканского конкурса  профессионального мастерства «WorldSkills Belarus 2020» по компетенции «Кондитерское искусство» Звягова Полина, учащаяся специальности «Технология пищевых производств», получила золотую медаль

             В ноябре 2019 года учебное заведение приняло участие  в II Международной студенческой научно-практической конференции «Теория и практика современной науки», посвященной 75-летию победы над немецко-фашистскими захватчиками. Конференция проводилась на  базе  Бюджетного профессионального образовательного учреждения Орловской области «Орловский техникум сферы услуг». На конкурс отправлены 2 исследовательские работы.       По итогам конференции научный руководитель Писарь Т.Г. получила сертификат научного руководителя и благодарность организаторов конференции. Учащиеся  Ласица А.С.,  Швед В.Д. получили сертификат участника.

         В декабре 2019 года в учебном заведении была организована Международная  научно-практическая конференция  исследовательских работ учащихся, преподавателей «Шаг в будущее: инновации, личность, профессиональная деятельность», посвященная 60-летию                                       основания учреждения образования. На конференцию было прислано 108 тезисов исследовательских работ по различным направлениям: технология; оборудование; естественно-математические науки; социально-гуманитарные науки; коммерческие дисциплины.

          В конференции приняли участие 18 учебных заведений.  Среди них не только учебные заведения Республики Беларусь, но и наши коллеги из  России и Казахстана: Частное профессиональное образовательное учреждение «Новосибирский кооперативный техникум имени А.Н.Косыгина Новосибирского облпотребсоюза», Бюджетное профессиональное образовательное учреждение Орловской области «Орловский техникум сферы услуг», Областное государственное бюджетное профессионально-образовательное учреждение «Костромской торгово-экономический колледж», ПГТК «Павлодарский государственный технологический колледж».

        На конференцию были представлены 4 исследовательские работы учащихся колледжа.  Дипломами 3 степени отмечены 2 исследовательские работы:

«Разработка рецептуры сладкого холодного блюда  (Маршмеллоу)»,  выполненную учащейся  Дмитриевой М. под руководством преподавателя Цеханович И.А.;

- «Продвижение товаров в интернете», выполненную учащимися Тарасюком  А. и Рыковановым  А. под руководством преподавателя Кузьминой  Л.А.

          Дипломом  I степени V международного конкурса проектно-исследовательских работ студентов «Проблемы и перспективы развития сферы обслуживания», проводимого ОГБПОУ «Костромской торгово-экономический колледж», отмечена  исследовательская работа «Анализ крахмалистости и влияния способов тепловой обработки на потери витамина С в различных сортах картофеля белорусской селекции», подготовленная учащейся Стрельчик Еленой под руководством преподавателя Писарь Т.Г.

              По итогам V международной  студенческой научно-практической  конференции «Косыгинские чтения», посвящённой Году памяти и славы в ознаменование 75-летия Победы в Великой Отечественной войне, которая проходила  на базе Новосибирского кооперативного техникума имени А.Н.Косыгина, учащиеся колледжа Трофимчик София и  Ласица Арина получили сертификаты участников конференции. Оргкомитет конференции отметил актуальность, практическую значимость и высокий уровень качества представленных исследовательских работ и выразил признательность и благодарность за личный вклад в реализацию совместных образовательных и молодежных проектов.

              Сертификаты участников  Международной научно-практической конференции «Научные исследования - определяющий фактор специалиста будущего» получили преподаватели и учащиеся колледжа Горбунова В.П., Наумчик Т.Б., Писарь Т.Г., Виноград Н.И., Старостин С.Ю., Кудрина А. (группа № 347); Буевич А. (группа № 158); Гладун П., Госса  А. (группа № 251).

         5 преподавателей и 4 учащихся колледжа приняли участие в ХХ республиканской научно-практической конференции «Экономика. Право. Общество». Все участники конференции получили сертификаты.

         Во II  этапе республиканской олимпиады  профессионального мастерства учащихся учреждений среднего специального образования потребительской кооперации по специальности «Коммерческая деятельность (по направлениям)»  специализации   «Товароведение продовольственных и непродовольственных товаров» команда колледжа заняла III место.

              По результатам  ХХIV городской  научно-практической конференции юных ученых «Молодежь. Творчество. Интеллект» учащаяся  Ласица А. отмечена Похвальным отзывом управления по образованию Барановичского горисполкома.

                   Эти результаты свидетельствуют о том, что педагоги колледжа выполняют свою профессионально-педагогическую миссию с четким пониманием того, что инновационная и экспериментальная деятельность – один из основных факторов повышения качества профессиональной подготовки специалистов.

         Одна из важнейших стратегических целей колледжа – подготовка высококвалифицированных специалистов в соответствии с квалификационными требованиями образовательных стандартов. Педагогический коллектив работает в направлении обеспечения такого уровня подготовки выпускников, чтобы они обладали глубокими специальными знаниями, умениями и навыками по избранной специальности, были готовы внедрять в производство прогрессивные технологии, владели методами научных исследований, современными информационными и коммуникативными технологиями и, в конечном итоге, были способны успешно работать в организациях потребительской кооперации Республики Беларусь, решать возникающие социальные задачи в трудовых коллективах.